Об иконе храма

K7

Казанская, так, любя, в народе называют икону Пресвятой Богородицы, чудесным способом обретенную в 1579 году в Казани, — одна из величайших святынь русского народа. Первое описание чудес, явленных Казанской, а это было исцеление двух слепых, принимавших участие в процессии перенесения найденного лика в храм, было сделано будущим патриархом Гермогеном в 1594 году, через пятнадцать лет после  удивительного обретения святыни. А к 1903 году документированные свидетельства спасений и исцелений, произошедших по молитве прославленному образу, занимали уже не одну сотню страниц.

К началу XX века в России почиталось около двадцати чудотворных списков с Казанской иконы Божьей Матери. Ее образ был в каждом доме, ведь именно Казанской благословляли молодых при венчании, так появлялась первая семейная икона в доме. Именно Казанскую вешали над кроватками детей — в знак покровительства Пресвятой Богородицы над уязвимой, неокрепшей душей ребенка, и, кстати, его здоровьем, его телом. Было замечено, что молитвы к Божьей Матери, читаемые перед этим образом, помогают в исцелениях болезней глаз. Известны случаи чудесного избавления от клеветы и наветов. В молитве перед Казанской иконой Божьей Матери есть просьба об избавлении «от внезапной смерти», и неслучайно. История доносит до нас эпизоды чудесного спасения молящихся — не только во время войн, но и в других случаях смертельной опасности. Когда человек молится оставив гордость, со смирением, понимая, что он не имеет иной помощи, иной надежды, кроме как на помощь и заступничество Пресвятой Богородицы, молитва — этот вопль о помощи — бывает услышана.

Наверное, именно такой и была молитва к образу Казанской иконы Божьей Матери в 1612 году, когда смута поставила под угрозу существование и всего государства, и жизнь каждого. Чудесное спасение страны, когда в народе пробудились духовные силы, когда люди смогли возвыситься над личным, над своим эгоизмом, над своей греховностью, и показывали пример героизма, повторялись потом в истории России не однажды. И часто это было связано именно с ликом Казанской иконы. Известно, как почитал этот образ А. В. Суворов. О даровании победы перед святыней молились и в 1812 году, один такой молебен  — при отбытии М. И. Кутузова в действующую армию — хорошо запомнился свидетелям события тем духовным подъемом единения, который испытали все. Казанская спасала и в Великую Отечественную, причем спасала всех — и атеистов, и тех, кто по своей национальной принадлежности должен был бы верить уж никак не в Господа Иисуса Христа…

В словах молитвы, читаемой перед Казанской иконой Божьей Матери, содержится ключ к пониманию того, почему этот образ являл нам поддержку в годину тревог. В молитве ясно и недвусмысленно дана связь между личным, между состоянием души человека, его греховностью, и общим — тем, в каком обществе, в какой стране мы живем. Вчитайтесь, это прозрение потрясающей глубины. Кстати, глаза на такие вещи открываются именно в годины великих народных потрясений.

 

А раз эта связь, это единство нашего частного, личного и общего существует, значит совсем неслучайно, собирая силы на решительный бой, наши предки не просто молились, они постились, они каялись. Это становилось залогом их грядущих побед. В том числе и тех, что были осенены Казанским образом Богородицы.

А потом, в благодарность, наши предки ставили в честь Казанской иконы Божьей Матери храмы. В России было несчитанное количество храмов, освященных в честь Казанской: и простые деревянные, например, церковь на Никольской улице рядом с Красной площадью в Москве, построенная на деньги  князя Дмитрия Пожарского. Считается, что Пожарский дал обет возвести ее в минуту гибельной опасности.  И более основательные, такие, как выросший в 1636 году на месте сгоревшей церкви  на Никольской, каменный собор. И сельские  — первый храм «в память избавления Москвы от поляков» царь Михаил Феодорович приказал заложить  в подмосковной Коломне, там,  где в 1610 г. Тушинский самозванец с воеводою Сапегою «имел свой стан». И величественные, такие как знаменитый собор Казанской иконы Божьей Матери в Санкт-Петербурге (1801-1811гг).

То, что Днем народного единства был выбран день празднования Казанской иконы Божьей Матери, имеет глубочайший смысл. Настоящее единство, и наше прошлое это неоднократно доказывало, может зиждется только на духовном. И не приведи Господь, если мы забудем об этом в годы, когда смута — всего лишь страницы истории.