Валентин Гацко
Древнее село Беле-Кушаль расположено в 20 километрах от Твери. Здесь находится памятник русской церковной архитектуры позапрошлого века, творение замечательного губернского архитектора Ивана Федоровича Львова — храм Казанской иконы Божьей Матери.
Три четверти века храм этот стоял, после завершения многолетнего строительства и освящения в 1842 году, украшая село, созывая колокольным звоном прихожан большой населенной округи. Место, где на доброхотные даяния прихожан поставили церковь, намолено было не одним поколением жителей некогда обширной и богатой волости, крупнейшей в Тверском уезде. В писцовой книге за 1580 год, при жизни Ивана Грозного, историки нашли упоминание: “Село Бели, а в селе церковь Дмитрий Солунский древяна верх шатров…” В XIX веке в списках значилось село Бели Кущальские, а в селе церковь деревянная во имя Казанской Пресвятой Богородицы с приделами: первый во имя Иоанна Предтечи, второй во имя великомученика Димитрия (Солунского), построена в 1759 году. Взамен деревянной церкви и был сооружен храм по проекту И.Ф. Львова, начатый постройкой в 1824 году, при Александре Благословенном, и завершенный 18 лет спустя.
Дивным венком окружали храм деревни, входившие в приход, а их было свыше двадцати. Для их жителей церковь была не только домом, где крестились, молились, но и местом, где люди общались между собой, при церкви были духовные училища, учителями в которых были местные священники. По переписи 1901 г. священником был Петр Аверкиевич Соколов, 45 лет, диаконом Стефан Феодорович Василевский 50 лет, псаломщиком Василий Иванович Лапшин 64 лет, который служил в церкви с 1853 г., то есть с семнадцатилетнего возраста.
А вот справка иных, более поздних времен. “Красников Иван Максимович, 1907 г. р., уроженец и житель с. Бели Кушальские, русский, беспартийный, из крестьян, бывший послушник Желтиковского монастыря, псаломщик церкви с. Бели Кушальские. Арестован 05.01.1930, обв. ст. 58 пп. 10, 11 УК РСФСР. Приговорен коллегией ОГПУ 03.03.1930 г. к 5 годам заключения в концлагерь. Реабилитирован 31.09.1989 г.”.
Сейчас, когда настало время возрождения поруганных храмов, очередь и этой замечательной церкви. Настало время поисков исторических материалов, свидетельств очевидцев об истории храма и тех, кто осуществлял духовное просвещение и окормление прежних поколений жителей села и ближних деревень. Этим заняты энтузиасты возрождения храма в селе Беле-Кушаль.
Главный престол в нем посвящен иконе Казанской Божьей Матери, одной из наиболее почитаемых на Руси. Дважды в год православный мир празднует день иконы Казанской Божьей Матери: 21 июля и 4 ноября по новому стилю. 21 июля праздник Казанской иконы Пресвятой Богородицы установлен в память ее явления в 1579 г. в Казани. В честь иконы на месте ее явления царь Иван Васильевич Грозный повелел построить церковь и женский монастырь, список с иконы (копия) был отправлен в Москву. Второй праздник Казанской иконы Пресвятой Богородицы — 4 ноября (22 октября по старому стилю) установлен в благодарность за избавление Москвы и всей России в 1612 году от великой государственной смуты и изгнания из столицы польских интервентов. Впоследствии в память освобождения от поляков был построен Казанский собор, куда ежегодно совершался крестный ход.
Правый престол храма, как и в прежние века, посвящен Иоанну Крестителю, левый — Дмитрию Солунскому. К 1853 году было завершено устройство трех иконостасов храма, которые были украшены позолотой на средства местной помещицы Анны Трофимовны Мартыновой, вдовы коллежского асессора (гражданский чин, соответствовавший воинскому званию майора).
История села Бели-Кушаль, которое являлось “приселком” Кушалино, тесно связано с именем одного из колоритнейших персонажей российской истории, великого князя и царя (номинального) Всея Руси Симеона Бекбулатовича. “Царь” Симеон был по рождению татарином (как и многие родоначальники самых известных русских аристократических фамилий) и до крещения в православную веру именовался Саин-Булатом. Отца его звали Бек-Булат, он происходил из рода чингизидов, был внуком последнего золотоордынского хана Ахмата. В 1558 году Иван Грозный пригласил татарского царевича Бек-Булата из Ногайской орды к себе на военную службу. А в 1566 году его уже не было в живых, хан Бек-Булат “голову положил на государевой службе”.
Служить царю Московскому продолжал его сын Саин-Булат, которого, в июле 1573 года крестили в селе Кушалино Тверского уезда, при этом он получил имя Симеон. Иван Грозный женил Симеона на дочери влиятельного боярина князя Ивана Федоровича Мстиславского. Осенью 1575 г. судьба преподнесла Симеону Бекбулатовичу неожиданный сюрприз: в жизни его произошел переворот, о котором, надо думать, впоследствии он не раз с отчаянием вспоминал. Иван Грозный совершил один из своих загадочных поступков, которыми повергал в смятение современников и задавал загадки будущим историкам. Он… отрекся от престола в пользу Симеона Бекбулатовича. В одночасье татарский хан был “произведен” в цари, а царь отныне стал именоваться князем Иваном Московским, скромно покинул Кремль и переехал на Арбат за Неглинную, где поселился в бывшем опричном дворе. Современники гадали, чем обернется очередная царская выходка.
“Царствование” Симеона продолжалось всего 11 месяцев, затем — так же неожиданно и без всяких объяснений — в августе 1576 года Иван IV ссадил Симеона с трона и пожаловал ему титул великого князя Тверского. В то время никто, кроме Ивана Грозного, не имел великокняжеского титула. К титулу прилагались и обширные земли в Твери и Торжке. Симеон имел свой великокняжеский двор в Твери, бывший уменьшенной копией московского государева двора, и постоянную резиденцию в богатом селе Кушалино. Жители Белей платили оброк великому князю Симеону Бекбулатовичу около 20 лет.
Дальнейшая судьба татарина — тверского великого князя печальна: после смерти Ивана Грозного — закточение в монастырь и долгие годы жизни в унижении и забвении.
А вот храм Казанской иконы Божьей Матери, почти 90 лет пребывавший в забросе и забвении, возвращается к жизни. Священник отец Михаил с немногими своими помощниками начали ремонтировать храм поздней весной 2008 года, и за столь короткий период сделали просто невероятное: очистили храм от мусора, настлали пол, заменили на зимней церкви крышу, вставили окна. Но предстоит выполнить еще много трудных работ. Главное — сделать отопление, для чего необходимо подвести газ, приобрести оборудование. Стоимость всего этого немалая. Отец Михаил не в состоянии сам оплатить все эти расходы, а ведь у него на руках еще и семья — матушка и четверо ребятишек.
От большинства деревень, составлявших когда-то богатый приход, насчитывавший в 1901 г. 485 дворов и более трех тысяч прихожан, теперь остались одни названия. Но оставшиеся жители упрямо верят, что вернутся люди в эти исторические места, где так красива русская природа, где рядом — богатейшие леса и рыбные озера.
Они живут с верой и надеждой, что люди вновь будут собираться в храме, чтобы обратить свои молитвы к Казанской иконе Божьей Матери: “Пресвятая Богородица! Возьми наши покаянные грехи и унеси с рассветом. Пресвятая Богородица, помолись о нас, и своими неустанными молитвами спаси нас, грешных”.